АКТУАЛЬНО: НОВОЕ В ОБРАЩЕНИИ С ТКО С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА

         Проблема утилизации и обезвреживания твердых коммунальных отходов является одной из наиболее актуальных в области охраны окружающей среды не только для крупных городов. Одной из основных задач, стоящих перед муниципалитетами в области обращения с твердыми коммунальными отходами, является плановый переход на оказание данного вида услуги региональным оператором. Если в Зернограде договора на вывоз твердых коммунальных отходов гражданами заключаются и сейчас, то на территории поселков единицы жителей, кто такие договора имеет.

 

         С января 2016 года в федеральном законе от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» появились положения, предусматривающие разделение правового регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и отходами, не являющимися ТКО.   К примеру, законодательно: установлен запрет на применение ТКО для рекультивации земель и карьеров; определен надлежащий плательщик платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее- HBOС) при размещении ТКО; предусмотрена необходимость заключения собственниками ТКО договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. С применением первых двух пунктов практически все понятно. Третий пункт у многих хозяйствующих субъектов  области вызывает  много вопросов, касающихся работы регионального оператора. Рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы хозяйствующими субъектами.
         1.    Необходимо ли рассматривать положение, предусмотренное пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», как установленную обязанность собственников ТКО передавать коммунальные отходы исключительно региональному оператору по договору на оказание услуг по обращению с ТКО?

         Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что «собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления».Несмотря на то, что  данное положение не содержит непосредственного указания на порядок и особенности передачи ТКО их собственниками иным лицам (не региональным оператором), не устанавливает непосредственный запрет на заключение собственниками ТКО договоров, предусматривающих передачу ТКО иным лицам (не региональным операторам) наряду с заключенным договором с региональным оператором и не провозглашает абсолютную монополию региональных операторов на обращение с ТКО. Тем не менее, нельзя не отметить, что подобные действия могут быть истолкованы как нарушение пункта 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ.
Вывод: Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с лицами, не являющимися региональными операторами, может рассматриваться как прямое нарушение указанного положения закона.

         2.    Что произойдет с ранее заключенными договорами на оказание услуг в области обращения с отходами после заключения собственником ТКО договора с региональным оператором?
         Частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определено, что «договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действует до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО». Пунктом 6 правил обращения с ТКО, утвержденных Правительством РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» установлено, что « региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора».

         Действующими нормативно-правовыми актами допускается действие договоров, заключенных собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, с момента определения в субъекте РФ регионального оператора в течение периода, необходимого: для направления региональным оператором собственникам ТКО предложений о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора; прохождения процедуры заключения соответствующего договора. При этом с момента заключения договора с региональным оператором договоры, заключенные ранее с собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, прекратят свое действие. Также стоит отметить, что с момента начала полноценного внедрения института обращения с ТКО региональными операторами и операторами по обращению с ТКО перечень рассматриваемых вопросов будет расширяться.

                                      Администрация Зерноградского городского поселения