Зерноградцы почтили память героев на торжественном мероприятии
- Подробности
- Опубликовано: 21.07.2022 16:11
- Просмотров: 128
На здании железнодорожного вокзала есть мемориальная доска. Она увековечивает память о подвиге железнодорожников Рудольфа Ивановича Пиотровского, Дмитрия Иосифовича Далуды, Семена Степановича Волчинского, Никиты Шевлякова, спасшим город от разрушения в 1943 году.
Зерноградцы почтили память героев на торжественном мероприятии.
Фото А.Линьковой
Жаркое лето 42-го... Ожесточенные бои идут по всей линии фронта. Наш маленький степной городок хоть и жил мирной жизнью, но дыхание войны ощущалось все сильнее. Железнодорожная станция «Верблюд» находилась на стратегически важной железнодорожной ветке Ростов - Сталинград, и вражеская авиация все чаще «патрулировала» и бомбила ее.
В тот день, казалось, ничего не предвещало беды. На железнодорожном вокзале было шумно, многолюдно: и зерноградцы, и хуторяне провожали своих родных на фронт. Состав для призывников стоял на первом пути и должен был отправиться с минуты на минуту.
На втором пути стоял тоже готовый к отправлению, но пропускавший эшелон с призывниками, длинный состав из цистерн с горючим. А на третьем пути (ближе к поселку) стоял состав с боеприпасами. Он тянулся от элеватора далеко за переезд и насчитывал 25 вагонов с различными боеприпасами и 25 вагонов с крупными авиабомбами.
Высоко в небе все стоящие на перроне увидели сначала пять, а потом еще четыре «юнкерса». Они летели из Ростова на Сталинград. Пролетев нашу станцию и заметив все, что здесь находилось, вражеские самолеты развернулись и стали снижаться, нацеливаясь на бомбометание. Начальник станции Рудольф Иванович Пиотровский приказал немедленно покинуть перрон всем провожающим и укрыться где-нибудь. Поезд с призывниками был срочно отправлен и успел благополучно покинуть станцию.
Первые несколько бомб попали в цистерны с горючим. Раздались страшные взрывы и начался пожар. Следующие бомбы попали в паровоз и в первые после него вагоны с боеприпасами, которые начали взрываться с такой силой, что высоко над землей взлетели и паровоз, и первые вагоны... А потом их бросило вниз, поперек железнодорожного полотна. Паровоз был разворочен и превращен в груду металлолома, а вагоны продолжали взрываться, снаряды разлетались в большом радиусе от эпицентра взрывов, попадали в дома мирных жителей. Появились первые жертвы... Жители, пытаясь спастись, покидали дома, но гибли от осколков прямо на улице. Видимо сбросив весь свой боезапас вражеские самолеты, набрав высоту, улетели назад, в сторону Ростова.
В комендатуре станции «Верблюд» срочно собрались все военные, сопровождавшие оба эшелона. Все в один голос говорили, что самолеты загрузят новый боезапас и снова вернутся, зная, что наземные цели ими уничтожены не полностью. И если так и произойдет, взрывы будут такой мощности, что в городе не устоит ни одно здание, а значит, и гибель населения города будет массовой.
Рудольф Иванович Пиотровский видел, что пожар нарастает и взрывы не утихают, понимал, что помощи ждать не от кого. В сторону Мечетинской пути разрушены и загромождены, других паровозов, кроме разрушенных, тоже нет. Он спешно связался с ближайшей станцией «Кагальник». К счастью, на этой маленькой промежуточной станции паровоз оказался и он уже мчался в сторону нашего города. Но как расцепить состав, отделить горящие и взрывающиеся вагоны от остальных? И кто решится на это? В звенящей тишине кабинета начальника станции прозвучали голоса добровольцев - старшего стрелочника Семена Степановича Волчинского и машиниста паровоза Дмитрия Иосифовича Далуды. Они получили от военных инструктаж и пошли...
Надо ли объяснять, с каким риском для жизни было сопряжено выполнение этой операции, учитывая, что взрывы и пожар не прекратились; к тому же раскаленный и деформированный металл не расцепишь так быстро, как хотелось бы!
Железнодорожники-добровольцы пригнулись и пошли под вагонами, по путям в сторону взрывов и пожара. По условному сигналу остановились в том месте, дальше которого, по мнению военных, идти было нельзя. Расцепили состав. Потом так же, передвигаясь под вагонами, дошли до бывшего «хвоста» эшелона и прицепили его к прибывшему к этому времени паровозу, который утащил в степь, подальше от города состав со смертоносным грузом - большинство вагонов с боеприпасами и все вагоны с авиабомбами. Военные, сопровождавшие состав, выразили благодарность зерноградским железнодорожникам, спасшим боевое имущество, необходимое фронту; записали их имена. Пожар и взрывы постепенно были локализованы. Со всех концов нашего городка бежали жители, понимая, что случилось что-то страшное и что рабочая сила ох как нужна для ликвидации последствий - ведь движение по железной дороге восстановить надо как можно скорее. Здесь вновь проявились неординарные способности Р.И. Пиотровского, организовавшего, как в часовом механизме, быструю и слаженную работу каждого человека и бригады. Движение очень скоро было восстановлено - на фронт двигались эшелоны с пополнением, боеприпасами, медпомощью, а в тыл - составы с эвакуированными, оборудованием, ранеными и грузами.
Зерноградцы должны быть благодарны этим людям: Рудольфу Ивановичу Пиотровскому, Дмитрию Иосифовичу Далуде, Семену Степановичу Волчинскому, Никите Шевлякову, спасшим город от тотального разрушения, а его население - от массовой гибели. Иначе в январе 1943 года тут некого было бы освобождать...
На торжественном мероприятии, посвященном событиям военных лет 1943 года, зерноградцы почтили память героев-железнодорожников.
Берсенева Эльвира Николаевна, учитель истории, руководитель поисковой группы и музея Воинской Славы МБОУ гимназии г.Зернограда